Социальная «мама» Светлана Павленко

11.Окт.2018

Директор специальной школы-интерната для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за пять лет сделала некогда отстающее учебное заведение оазисом «родительской любви», став настоящей мамой для сотни своих учеников

shkola26

 «Трудная» школа со слезами на глазах

Когда в феврале 2013 года Светлана Павленко первый день пришла на работу в КГБОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями г. Артема», на крыльце ее встретили самые отпетые ученики – с сигаретами в зубах и с бутылками пива в руках. Взгляды острые, испытывающие, острые как бритва – потянешь, мол, новый директор? «И действительно, — признается  сегодня Светлана Павленко, — поначалу было очень тяжело. Каждый день я плакала в кабинете – от обиды, от непонимания и неуправляемости детей. Контингент был очень тяжелый – в неделю было до 40 случаев ухода детей в неделю, были даже те, в отношении которых возбуждались уголовные дела!»

shkola2

 В те годы было тяжело всему педколлективу школы. Ученики, которые за неимением дома, живут в коррекционной школе, имеют ослабленное здоровье. У одних проблемы со зрением, у других – нарушения психического развития, третьими вообще никто из родителей не занимался, и у них из социальных навыков – только умение вскрыть пачку «Доширака» и залить ее кипятком. Были те, кто курил прямо в кровати. Были те, кто, несмотря на решетки на окнах (да, было в школе и такое!), бежал в неведомую даль. Разыскивала беглецов транспортная и городская полиция: одни бежали на вокзал, другие – по площадям и рынкам. Смысла в побеге особого не было: у большинства из детей либо нет родителей вовсе, либо от родителей остались бледные тени в виде полностью деградированных алкоголиков и наркоманов, живущих в позабытых деревнях… Такую ситуацию нельзя преодолеть быстро или каким-то «силовым» способом. Такое, по мнению Светланы Павленко, преодолевается только любовью и терпением. Работа такого «дома» (а более, чем для сотни детей, — это настоящий дом) – это гибкая система взаимной «притирки». И, конечно, взаимное доверие. В этом директор школы-интерната убеждена на 100 процентов.

shkola3

shkola4

Разноцветный мир «восстановленного» детства

 Сегодня, когда входишь в школу-интернат, то спустя пять лет совершенно не ощущаешь  никакой дистанции между педагогами и учениками. В коридорах и кабинетах – стерильный порядок. На стенах – картины и поделки детей, некоторые из которых — подлинные шедевры: за иные на модных показах маститых «мэтров» «хэндмэйда» во Владивостоке взяли 5 – 10 тысяч рублей. А тут – совершенно бесплатно, в общем доступе, находятся рукотворные шедевры. Но главное – не это.

shkola5

За пять лет в школе появился спортивно-рыболовный класс, школьное лесничество (первое как в Приморье, так и во всем Дальневосточном федеральном округе), класс «юных казачат», музыкальный класс, поделки из бумаги, мыловарение, танцевальный класс и даже класс «Авиаторов». Про класс «Авиаторов» можно рассказать подробнее – это совместный проект с международным аэропортом «Владивосток». У детей даже униформа – форменных цветов аэропорта. Как рассказала Светлана Павленко, обучение в таком классе – не просто игра, а, если хотите, — профессиональная ориентация. Ориентируясь на работу настоящего аэропорта, дети осваивают разные профессии, которые требуются для нужд аэровокзального комплекса: изучают устройство самолета, аэропорта, как налажена система выдачи багажа, посадки пассажиров и даже то, как кормят путешествеников. В принципе, для кого-то из ребят это может в дальнейшем стать «путёвкой в жизнь» — тем более, что шефы из аэропорта не прочь в дальнейшем забрать кого-нибудь из детишек на стажировку, чтобы ученики школы могли начать «путь наверх» с самой простой работы.

shkola7
Класс «Авиаторы»
shkola8
«Авиаторы» ко взлёту готовы!

Как рассказала сама Светлана Павленко, сегодня руководством школы взят такой ориентир, чтобы не только научить детей встраиваться в общество (у многих из них – действительно поначалу имеются серьезные проблемы с коммуникацией), но и дать им те полезные навыки, которые помогут в дальнейшем ребятам не остаться без куска хлеба. И дети это отлично понимают. У них действительно шикарные поделки, сделанные своими руками. Они умеют варить мыло и делать глиняные игрушки. Некоторые из них вполне преуспели в танцах и в спорте. Так, например, Олег Л. несколько лет назад поехал в составе делегации в Москву – и открыл для себя танцы. Теперь он – известный в городе танцор. Парень не просто оказался талантливым и «гуттаперчевым» — теперь он участвует на всех городских праздниках в Артеме, сам себе шьет костюмы и учит нескольких мальчиков танцевальным па. Олег уже завершил обучение в школе и учится в колледже. Но связей с «альма-матер» не растерял – теперь он сам стал одним из наставников.

shkola9

Еще более показателен другой пример. Подлинное «перерождение» человека и силы духа. Дима Б. сегодня в возрасте 19 лет служит в спецподразделении Минобороны России в Уссурийске. Когда четыре года назад его привезли из другой школы-интерната, это было уже шестое учреждение, которое от него отказалось. Привезли его в Артем, ничего ему не сказали, что это – навсегда. Дима был буйным – дрался с педагогами, крушил мебель, хамил. Светлане Павленко сразу заявил – мол, убегу. Пришлось доказывать парню, что бежать ему некуда. Родители, лишенные родительских прав, его совсем не ждут, если вообще еще живы. Да и на улице он – легкая «мишень» для криминала. А потом парень втянулся в спорт. Прозанимавшись всего месяц борьбой в поселке Трудовое – стал чемпионом края среди юниоров. А затем, после борьбы, переключился на бои без правил в формате ММА. И стал совсем другим человеком. Ни хамства, ни грубости. Всю свою энергию он стал вымещать на боксерских мешках и грушах, ярость – только в пределах ринга, и то – в умеренных дозах. Подтянулась учеба, поменялся круг общения. А потом он вполне закономерно оказался в армии, где спортсмены его уровня всегда находят свое применение. Светлана Павленко для него – по-прежнему «мама». Потому что именно эта «мама» когда-то нашла к нему «ключик».

shkola6

shkola10

«Примиряющий» кальмар

Вообще, сегодня директор школы с улыбкой вспоминает, как в 2013 году «наводились мосты» между руководством школы-интерната и учениками. Летом 2013 года всех ребят повезли к морю – в спортивно-рыболовный лагерь. Там они под руководством своих учителей учились ловить рыбу и кальмар, варить уху, готовить морепродукты на гриле. Ну и, конечно, как и полагается – по ночам под большими  яркими звездами зазвучали песни под гитару. И ребята стали «оттаивать», раскрываться. Выяснилось, что многие забияки просто никогда не видели – не то, чтобы хорошего отношения к себе, или наваристой ухи, а даже моря и живой рыбы, не слышали доброго слова в свой адрес. И начались откровения – кто как жил, и кто о чем мечтает. Оказывается, вовсе они не хулиганы – просто у них нет «точки приложения» своих сил. А особый восторг вызвала ночная ловля кальмара. Продукт, считающийся морским деликатесом, примирил всех. Дистанция после этого сократилась. Теперь для учеников их учителя стали «мамами», к которым можно прийти со своей бедой, с предложением или пожеланием. Мир не без добрых людей – со временем школе стали помогать неравнодушные люди: кто-то помогал со спортинвентарем, кто-то устанавливал хотя бы одно пластиковое окно. Решетки, кстати, с окон исчезли. Как исчезли и побеги, и уголовные дела в отношении учеников. А когда появилось школьное лесничество – то дети смогли в свое удовольствие высаживать деревья и обихаживать газоны: буйство красок на газонах весной, летом и осенью возле интерната – это «зеленое» хобби детей. Зимой же всех радуют ёлки, которые сами ученики и высадили.

shkola23
Красота на пришкольном дворе — дань экологическому воспитанию
shkola11
А вот так рождается мыло — разноцветное и яркое
shkola12
Дети делают мыло, которое не уступает по качеству и оформлению фирменной продукции заводов

Идею добрых дел нельзя украсть

shkola22
Класс казачат

 Светлана Павленко вспоминает, как некоторое время назад у нее возникла идея создать кадетский класс. Она даже нашла бывшего военнослужащего, который как консультант, должен был тщательно прописать все пункты работы. Он и прописал. Только не для школы – для себя. И сделал такой класс в обычной образовательной школе во Владивостоке, приписав идею себе. Но Светлана Николаевна считает, что идею добрых дел нельзя украсть – и через какое-то время в школу пришли казаки. Кневичанская станичная организация казаков во главе с атаманом Николаем Кучумовым помогла создать класс «казачат». А учитель Наталья Лисица помогла всем пошить казачью «справу» (форму – Прим. Авт.). Теперь ребята учат историю, погружаются в нравы и обычаи казачества, учатся фехтовать на шашках. А недавно местный батюшка – отец Даниил, начал учить ребят борьбе на руках (армрестлингу), сделав специальный стол для этих занятий.

shkola27
Казачата в полной амуниции

Немного отступив от «социального позитива», хочется задать вопрос — что ждало всех этих детей до поступления в школу? Родителям не нужны, социальных и трудовых навыков просто нет.  Теперь же они больше готовы к жизни, и навыков у них – куда как больше, чем у среднестатистических учеников обычных школ даже из хорошей семьи. Потому что в обычной школе элемент воспитания сведён к нулю: школа учит, но не воспитывает. А здесь общеобразовательные уроки перемежаются с профессиональным обучением: хочешь – танцуй, хочешь – учись делать поделки из бумаги, лепить из глины, готовься к работе в аэропорту и т.д. Вот и получается, что у этих детей нет незанятости, и сложных «переходных периодов» — поменьше. Как отмечает Светлана Павленко, поначалу на поступающих в её школу детях другие учебные заведения «ставят крест»: мол, вот вам, «дикий» ребенок с диагнозом, который является «клеймом», почти как приговор, — и делайте с ним, что хотите. А уже через полгода этот «дикий» и «неуправляемый» становится вполне милым, трудоспособным и более приспособленным к взрослой жизни. «Плохие» диагнозы у многих детей тоже со временем снимаются. И это тоже большое достижение педагогического коллектива школы. Ведь само словосочетание «коррекционная школа» может оттолкнуть от человека потенциальных работодателей и друзей. Но в этой школе всё-таки умеют «расколдовывать» детей…

shkola13
Бумажные поделки вызывают искреннее восхищение
shkola14
На создание этих бумажных шедевров уходят часы работы

shkola15

shkola17

«Дайте детям шанс!»

 shkola18

shkola20

Даже те, кто уже в силу возраста покинул стены школы-интерната, всё равно остаются на связи со своим директором. Светлана Николаевна говорит, что перед сном получает на WhatsApp несколько десятков сообщений: как те, кто еще живет в школе, так и те, кто уже выпустился, желают ей спокойной ночи. И обязательно пишут: «Спокойной ночи, мама!»

shkola21

shkola24
А вот так на пришкольном стадионе обучают искусству рыбной ловли
shkola25
Ловись, рыбка, большая и маленькая

Светлана Павленко считает, что всем детям нужно дать шанс. Каждый из них – талантлив. Да, у многих из них действительно проблемы со здоровьем. Да, некоторые из них отстают от сверстников в развитии, потому что с ними никто не занимался. Но ученики школы, как листки деревьев, все равно тянутся к свету…

Фото и текст: Александр Огневский 


Оставить комментарий


Комментарии(2)
Анна

Аж прослезилась, пока читала. Сил и света и учителям и детям, встретившимся на таком жизненном пути, связавшим их в один большой дом.

Георгий

Такой дом - что огонёк во мраке ночи современной нам действительности.