Совет Федерации: лесное законодательство нужно совершенствовать

18.Апр.2021

Межведомственная рабочая группа побывала в Вологде

О выработанных по итогам заседания 16 апреля рекомендациях рассказала читателям «Парламентская газета».

 Тон задают «северяне»

Законодательный запрет на вывоз из России кругляка, вступающий в действие с начала будущего года, побуждает решать вопрос об увеличении объёмов глубокой переработки. В этом отношении сегодня показательны примеры Архангельской и Вологодской областей.

Участвовавший в работе группы вологодский губернатор Олег Кувшинников обозначил, что «общий запас древесины в регионе превышает 1,6 миллиарда кубометров, из которых 30 миллионов кубометров – расчётная лесосека». По интенсивности и объёмам заготовки леса Вологодчина занимает одно из лидирующих мест в России, там реализуются «22 крупных инвестпроекта с общей суммой капиталовложений в производство 20 миллиардов рублей». Благодаря такой деловой активности в отрасли удалось создать дополнительно 5 тысяч рабочих мест.

Сходную оценку можно дать Архангельской области, где площадь лесного фонда оценивается в 28,5 миллиона гектаров. Там «объём глубокой переработки древесины в регионе уже превысил 80 процентов». По словам губернатора региона Александра Цыбульского, большое внимание в области уделяется и лесовосстановлению, чему служит, в частности, деятельность 17 питомников. В 2020 году в Поморье «провели работы по восстановлению леса на площади более 74 тысяч гектаров».

Опыт этих регионов будет распространён и на другие территории, его предполагается обсудить в ходе предстоящего Невского международного экологического конгресса (НМЭК). Об этом заявил председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров: «На Невском международном экологическом конгрессе как раз будет организован круглый стол на тему лесопользования и лесовосстановления, где этот вопрос будет обязательно обсуждаться. Это сейчас одна из приоритетных государственных задач. Мы надеемся, тиражирование опыта регионов позволит эффективнее решать острые задачи, которые стоят сегодня в сфере лесопользования».

Однако НМЭК предстоит сыграть роль дискуссионной площадки, где будет обсуждаться ситуация в стране, в том числе – и аспект функционирования «территорий с небольшими лесными ресурсами». Сенатор Татьяна Гигель полагает необходимость принятия решений с учётом мнения кабмина и научных экспертов: «Логистика и географические особенности нашей страны, а также разные сырьевые возможности регионов не позволяют строить в каждом регионе крупные предприятия. Бизнес заходит туда, где ему выгодно. Туда, где расчётная лесосека меньше, чем в Вологодской или Архангельской областях, он заходить не спешит».

К числу таких регионов относится, к примеру, Республику Алтай: там объём ежегодных заготовок древесины относительно невелик – в пределах 700 тысяч кубометров. По оценке Татьяны Гигель, сегодня в республике пока не нашлось инвестора, который был бы заинтересован вложить деньги в небольшое производство. Ситуацию осложняют «большое транспортное плечо» и высокая стоимость электроэнергии. Возможно, что в этом субъекте РФ, где лесосека невелика, сосредоточить усилия на производстве домокомплектов.

 Стратегия разработана – нужна «дорожная карта»

После того как принята Стратегия развития лесной отрасли до 2030 года, по мысли Алексея Майорова, нужно сосредоточиться на выработке «дорожной карты» по выполнению поручений Президента России. Как обозначил сенатор, «вот такие совещания как раз и формируют эту «дорожную карту», потому что они позволяют понять, как обстоят дела на всём периоде лесопереработки – от вырубки древесины и до конечного материала».

Одной из важнейших задач в рамках реализации Стратегии является искоренение незаконных вырубок леса. Как отметил Алексей Майоров, достижению этой цели «поможет дальнейшее совершенствование функционала государственной информсистемы учёта древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС)». Важно, чтобы Минприроды и Россельхоз форсировали темпы её доработки, а Совет Федерации держали бы процесс под контролем.

 Оставить «чёрных лесорубов» без топора…

Не менее важной, чем остальные, сенаторы видят задачу по законодательному «обезоруживанию» нелегалов – заготовителей древесины. Поэтому члены Совета Федерации порекомендовали Правительству РФ «ускорить внесение в Госдуму законопроекта, предусматривающего возможность безвозмездного изъятия лесозаготовительной и лесовозной техники у «чёрных лесорубов»».

Другая животрепещущая задача – это совершенствование нормативно-правового регулирования эксплуатации лесных дорог. Не менее важно «разработать механизм софинансирования строительства лесных дорог за счёт бюджетных и внебюджетных источников на принципах государственно-частного партнёрства.

Совершенствовать правовое регулирование

Как указала «Парламентская газета», сенаторы подчеркнули необходимость усовершенствования принципов лесопользования, а также «нормативно-правового регулирования в части определения права собственности на древесину, в том числе при использовании лесов, не связанных с её заготовкой».

Члены Совета Федерации, участвовавшие в работе межведомственной группы, подняли вопрос и о новых полномочиях, которыми могут быть наделены арендаторы лесных участков. Речь идёт о том, чтобы они имели законное право выявлять и пресекать незаконные рубки леса «в границах участков, предоставленных им в постоянное пользование».

Минприроды и Рослесхоз совместно, как отметили члены Совфеда, доработать и внести в Правительство РФ законопроект, уточняющего критерии, в соответствии с которыми определялись «основания для расторжения договора аренды лесного участка с арендатором, допустившим грубое нарушение лесного законодательства». Наряду с этим необходимо скорректировать условия, которые бы упрощали возможность заключать договоры аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов.

Александр Огневский, председатель Союза заготовителей, переработчиков и экспортёров леса Приморского края «ПРОМЭКСЛЕС»:

— Пока чиновники разрабатывают «дорожные карты» для «нового» бизнеса, самое главное, чтобы не «умер» тот лесной бизнес, который уже существует в регионах.  Обратите внимание на сайт Арбитражного суда Приморского края – за последние две недели там появилось почти полтора десятка новых дел. В качестве истцов выступают компании, занимающиеся лесозаготовкой и лесопереработкой, а в качестве ответчика – Минлесхоз Приморья. Такая ситуация свидетельствует только об одном: в лесной сфере в Приморском крае деятельности исполнительной власти начинает подменяться другой ветвью власти – судебной. И пока идут суды, предприятия «буксуют», не работают или работают вполсилы. Работающий бизнес теряет обороты, пробивается сквозь «буреломы» бюрократических конструкций – и при этом он должен срочно успеть перейти на рельсы «глубокой переработки»! Может быть, пора ограничить «запретительную» активность «лесных» чиновников? О каком развитии лесной отрасли можно говорить, если по периметру установлены «красные флажки», а работу можно начать только после того, как просудился год-полтора в арбитраже?

 

 

 


Оставить комментарий


Комментарии(0)