Таможня дает добро. Бизнес хочет, чтобы это добро было более быстрым…

11.Фев.2022

Экспортёры лесной продукции недовольны тем, какие потери времени и денег возникают про прохождении  товара через границу. Тем более, что приграничное сотрудничество год от года развивается всё больше и больше

Дальневосточные таможенники подвели итоги работы в ушедшем году. В 2021 году в федеральный бюджет было перечислено 627,86 млрд руб. таможенных и иных платежей, что на 64% больше, чем в 2020 году. Руководством ведомства, в частности, отмечено, что «…основными критериями оценки качества работы таможенников являются сроки таможенных операций и таможенного контроля. За последние годы они значительно сократились, большинство таможенных операций проводятся в автоматическом режиме. В 2021 году автоматически зарегистрировано 82% деклараций на товары, годом ранее – 75%, при этом каждая пятая декларация в Дальневосточном регионе выпущена в автоматическом режиме. Среднее время выпуска безрисковых товарных партий составило 1 час 22 минуты. Максимальная автоматизация таможенных процедур и повышение качества деятельности таможенных органов снижают нагрузку на бизнес, способствуют активизации внешнеэкономической деятельности в регионе. При этом важно сохранять  эффективный контроль на границе…».

Стратегия развития отечественной таможни предусматривает цифровизацию и модернизацию оборудования, сокращение сроков досмотра, преференции для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Но на практике, как отмечают те самые участники ВЭД, существенного улучшения обстановки не происходит. Налицо – даже по сути обратный процесс, по крайней мере, в отдельных случаях.

Как отмечают в Некоммерческом партнерстве «Лига финансовых институтов», сегодня экспортно-импортные операции оказались в ситуации, когда уже вообще очень сложно понять, кто на что влияет и от кого зависит нормализация процессов. И винить в этом таможню нельзя, просто именно на её уровне – прежде всего, на пограничных пунктах пропуска и в непосредственной близости от них, – наиболее наглядно видны все изъяны системы и все проблемы международной трансграничной логистики.

Как сообщила начальник отдела внешних связей Некоммерческого партнерства «Лига финансовых институтов» Наталья Данько, эксперты организации ведут постоянный мониторинг проблем ВЭД в регионе.

«Показательным примером является экспорт леса и лесоматериалов – это традиционная статья для экономики региона и ВЭД. За последние пару лет ситуация тут изменилась революционно, правда непонятно, насколько положителен смысл такой оценки. Государство ведёт системную политику по побуждению бизнеса к глубокой переработке древесины, отказу от экспорта леса-кругляка и необработанного сырья. В итоге сегодня необработанный лес за границу практически не идёт, вывоз автотранспортом также практически запретили, хотя это был традиционный «караванный путь». Теперь экспорт леса – преимущественно по железной дороге, которая и без того загружена товарами, многие из которых для железной дороги более маржинальные и, значит, получают преимущества – например, это контейнеры. Или уголь, поток которого намного больше. Плюс нужно заполнять экспортные каналы переработанной древесиной, условия для получения которой «вдруг» на появятся – бизнесу нужно брать кредиты, закупать оборудование. А на границе – постоянные «пробки» из-за санитарных ограничений по Ковиду, плюс изменения требований к досмотру грузов, того же леса, который теперь проверяют на влажность, длину штабелей, наличие в них однородной древесины и по другим критериям. Понятно, что региональная таможня тут просто исполняет те все новые и новые требования и ограничения, которые приходят «сверху». Говорить же в таких условиях о высокой скорости таможенных процедур длительностью всего в часы – представляется слабореальным, по крайней мере учитывая не только работу с декларациями, но и временные затраты на ожидание, досмотр груза  и пересечение границы… По-видимому, необходимы преференции в том числе и при пересечении границы для тех видов экспорта, которые традиционны для региона – для Приморья это лес и морепродукты.

И если, с рыбой ситуация проще, поскольку там экспорт идёт, в основном, морем, то с наземным вывозом леса пока очевидные проблемы сохраняются, и вряд ли кто-то сегодня будет показательно с секундомером стоять у вагона с древесиной чтобы зафиксировать рекорд сроков оформления…»отметила Наталья Данько.


Оставить комментарий


Комментарии(0)