В России появится лесной контроль (надзор)

23.Май.2021

Пока что разработан проект

21 мая 2021 г. на федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещён проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора)». Необходимость принятия такого документа продиктовано потребностью проведения декриминализации отрасли.

С вступлением в силу нового документа (предполагается, что соответствующей датой должен стать день 1 июля 2021 года, а действовать постановление должно до 1 июля 2027 года) утратит силу постановление Кабмина от 22 июня 2007 года №394 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)».

Важно понимать, как в сегодняшних условиях определяется предмет государственного надзора. В тексте проекта говорится, что им является «предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения, порядка учёта древесины и транспортировки древесины, а также в области семеноводства в отношении семян лесных растений…»

Функции нового института, как предполагается, будут разделены между специалистами Федерального агентства лесного хозяйства, Росприроднадзора и представителями региональной власти.

Данным положением, как стоит ожидать, будут установлены категории риска причинения вреда (ущерба), что необходимо в целях управления рисками причинения вреда (ущерба).

К профилактическим мероприятиям, которые смогут проводить органы государственного лесного надзора, в случае принятия постановления Правительства РФ могут быть отнесены: информирование; обобщение правоприменительной практики; объявление предостережения; консультирование; профилактический визит.

Как предложено в проекте документа, оценку соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований органы государственного надзора смогут посредством строго определённого круга контрольных (надзорных) мероприятий. К последним отнесены те, которые осуществляются как при взаимодействии с контролируемым лицом (инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарная проверка; выездная проверка), так и без взаимодействия с контролируемым лицом (наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности); выездное обследование).

В проект Положения о государственном лесном надзоре (контроле) включён и строго очерченный перечень контрольных (надзорных) действий. К ним отнесены: осмотр; досмотр; опрос; получение письменных объяснений; истребование документов; отбор проб (образцов); инструментальное обследование; испытание; экспертиза.

Как прокомментировало размещение проекта постановления Правительства РФ информационное агентство «Красная Весна», «принятый документ позволит повысить эффективность государственной охраны лесных насаждений, даст возможность наладить эффективное и систематическое патрулирование лесов с фиксацией их состояния».

Это же агентство напомнило о том, что с начала 2021 г. на территории страны было зафиксировано около 3,3 тыс. фактов нелегальной вырубки лесов, а объём нелегальной вырубки превысил 170 тыс. кубометров леса. Сумма оценки причинённого ущерба оценивается в 3,5 млрд рублей. Собранные данные позволили возбудить 1,2 тыс. уголовных дел. Общая сумма штрафов достигла 28,1 млн рублей.

Александр Огневский, председатель Союза заготовителей, переработчиков и экспортёров леса Приморского края «ПРОМЭКСЛЕС»:

Разного рода «провластные» СМИ, специализирующиеся на политической аналитике, но никак не на экономике, и уж точно – не на проблемах лесной отрасли, продолжают «продавать ужасы» доверчивым читателям. Навязываются те же мифы, что и четверть века назад – что тайга скоро превратится в лунный ландшафт, а все деньги с продажи леса окажутся в цепких «заграничных» руках. Но, как мы видим, тайга по-прежнему жива. И что самое страшное: каждый год в Сибири Дальнем Востоке леса больше сгорает в лесных пожарах, нежели вырубается. Может быть, поговорить об этом? Почему каждый год у нас некомплект лесных пожарных, у которых то техники не хватает, то людей, то возможности оперативно добраться до места горения.

 При этом никто не анализирует тот факт, что рост числа выявленного криминала в сфере леса – это, во многом, «игра» на законодательном уровне. То, что не было криминалом, к примеру, в начале 2010-х годов, спустя 8-9 лет считается преступлением. Неясная и зыбкая грань сегодня – между административным правонарушением и преступлением в сфере лесозаготовок. Кто и как считает размер ущерба, достаточный для возбуждения уголовных дел?

 Задайтесь простым вопросом: зачем сегодня «чёрным лесорубам» пилить лес, который невозможно продать? Ведь даже у абсолютно «белых» компаний в Приморье есть большие проблемы с продажей леса за границу: то трудно получить СИТЕС, то задерживает фитосанитарный контроль, то стоит железная дорога, то погранпереходы пропускают по 10 машин в сутки. А как в этом случае продавать нелегальную продукцию, если вполне легальная месяцами стоит на границе?

 Такое ощущение, что чиновники создают работу сами для себя. Создать ещё одну «надстройку», которая будет заниматься «декриминализацией», под эту тему создать очередную «группу народного гнева», которая будет искать криминал даже там, где его нет. Кстати, согласно старинной русской традиции, обычно через годик-другой в СИЗО заезжают сами «декриминализаторы», не выдержавшие «соседства» с валютной выручкой…  

 


Оставить комментарий


Комментарии(0)