Важный фактор развития дальневосточного Севера

26.Мар.2021

Презентация проекта глубоководного порта в Республике Саха (Якутия) состоялась на деловом форуме «Порты Арктики»

«Второе дыхание» давнишней идеи

Председатель регионального правительства Андрей Тарасенко на пленарной сессии форума в Архангельске представил проект создания глубоководного порта в селе Найба Булунского района. И предложил рассматривать его как «фактор развития Арктической зоны» республики. Об этом оповестил официальный информационный портал региона.

Характерен комментарий к презентации, который Андрей Тарасенко разместил в своём аккаунте в Instagram: «Идея не новая, но определённо получает сейчас второе дыхание. Мы разрабатываем вариант расширения границ порта Тикси и строительство современного морского терминала в Хараулахской бухте. Преимуществом данного места является защищённость от сгонных ветров и глубоководность, которая позволяет подходить к берегу морским судам с осадкой до 10 метров.
Строительство порта позволит снизить сроки и, соответственно, стоимость доставки грузов в арктические районы, а также увеличить грузооборот к 2032 году от 18 до 23 млн тонн в год. Сейчас в период навигации для нужд жизнеобеспечения республики завозится порядка 2,7 млн тонн грузов, 300 тысяч тонн – с использованием Северного морского пути».

При том, что на прошедшем в Архангельске всероссийском форуме ключевой темой было развитие транспортной системы Арктики и роль портов в экономике, да и социальном развитии, северных регионов, озвученное премьером Республики Саха (Якутия) предложение оказалось как раз в тему. И в связи с этим Андрей Тарасенко отметил: «Руководством республики и страны поставлены чёткие задачи по повышению транспортной доступности, совершенствованию системы северного завоза, доставке жизнеобеспечивающих грузов в труднодоступные населённые пункты, развитию инфраструктурных проектов в Арктике. Главное – это люди, улучшение условий жизни, возможность коренным жителям заниматься традиционными видами хозяйствования и возможности для самореализации нашей молодёжи вне зависимости от места проживания».

Чем интересна Найба?

Накануне проведённого форума председатель правительства Республики Саха (Якутия) побывал и осмотрел «потенциальное место для создания глубоководного порта-хаба в Булунском районе, у села Найба». И после этого в аккаунте Андрея Тарасенко, о котором шла речь чуть выше, появилась развёрнутая запись, из которой видна оценка места будущего порта: «Почему это важно? Глава Якутии утвердил Стратегию социально-экономического развития Арктической зоны республики, в которой ключевыми задачами являются расширение логистики, модернизация коммунальной, транспортной и энергетической инфраструктуры, обеспечение доступного продовольствия для жителей.
Для этого мы создадим не хватающую на арктическом побережье инфраструктуру: портопункты на реках и глубоководный порт.
Почему Найба – самое подходящее место для порта? Здесь есть бухта, низкое движение песков, хорошая глубина, что позволяет подходить к берегу большим кораблям, здесь определённое направление ветров, в результате которых бухта освобождается от льда одной из первых. Из Найбы мы сможем выходить на реки Колыма, Индигирка, Вилюй, Оленёк, Анабар, Олёкма, Лена и Яна по водным и наземным путям – доставлять пассажиров и грузы быстрее, выгоднее и безопасней.
Пока этой инфраструктуры нет, сложно развивать производство и завлечь людей. Сейчас здесь есть звероферма, строится убойный пункт, который будет обслуживать оленеводов Найбы и других наслегов, но есть проблема нехватки квалифицированных кадров, в частности, зоотехников. Также нехватка врачей, учителей. Как пример, для приезжающих специалистов в селе ввели 16-квартирный дом, но он заполнен только на половину.
И вот наша задача – создать достойные условия жизни. Но так, чтобы люди приезжали не в «далёкий и пустой» район, а в доступный и комфортный».

Показательны и сведения, размещённые в ленте новостей информационно-аналитического агентства «ПортНьюс». Выступая на VI Международной конференции «Арктика 2021», первый заместитель председателя правительства Республики Саха (Якутия) Андрей Федотов отметил, что «проект создания глубоководного района прорабатывается совместно с госкорпорацией «Росатом». Размещение глубоководного причала рассматривается в порту Тикси, в районе с. Найба, где естественные глубины достигают 12-14 м». Зампред правительства региона тогда говорил, что «под создание глубоководного района необходимо расширение границ порта Тикси».

Деловой форум и развитие транспортной системы российского Севера

О прошедшем в Архангельске 24–25 марта форуме портал Республики Саха (Якутия) также сообщил, что его участниками были «представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, представители транспортно-логистических компаний и научного сообщества».

Значимость же развития транспортной системы Арктики определяется тем, что эта система является «одним из ключевых направлений Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». Этот документ «предполагает в том числе развитие судоходства по Северному морскому пути, развитие современных систем связи, модернизацию северных портов, строительство новых ледоколов и судов обеспечения, создание международного контейнерного оператора на акватории Севморпути».

Фото: sakha.gov.ru.


Оставить комментарий


Комментарии(0)