Виртуальный «рыбный терминал»

19.Июн.2017

Или почему на Камчатке чиновники лоббируют интересы «альянса» без юридического адреса?

«Административный ресурс» для «виртуального альянса»

Удивительное это дело – «административный ресурс». Особенно, когда он используется на самой окраине страны, на «отшибе» Дальнего Востока, где, как известно, «до царя далеко». Не так давно многие дальневосточные СМИ и власти Камчасткого края громко объявили о «создании» «Первого рыбного терминала «Альянс-Камчатка», который, судя по высказываниям представителей власти в прогубернаторских СМИ, должен стать «точкой роста» для экономики края. При этом ладно бы речь шла о ТОРах (территориях опережающего развития), которые постепенно рождаются на территории Дальневосточного федерального округа, пишет официальный сайт газеты «Примрепортер». И «ТОРные» проекты власти поддерживать обязаны. Так нет же – проект с названием «Альянс-Камчатка» не имеет отношения ни к ТОРам, ни к Свободному порту Владивосток. Но власти почему то все равно оказывают ему всемерную поддержку и даже вынесли вопрос о данном проекте на обсуждение расширенного заседания Камчатского рыбохозяйственного совета, состоявшегося 23 мая 2017 года под эгидой Министерства рыбного хозяйства Правительства Камчатского края. И в разделе совместного заседания данного уважаемого собрания чиновников и предпринимателей-рыбопромышленников под названием «О проектах рыбохозяйственного кластера Камчатского края», докладчик – В.М. Галицын и содокладчики В.Ю. Нитченко (вице-президент ООО «Камчатское морское пароходство») и И.И. Капралов (генеральный директор ОАО «ПКМТП», далее — порт) убеждали всех присутствовавших о прелестях сотрудничества с «Альянс-Камчатка».

Собственно, цели-то благие, и, по заявлениям докладчиков, «Альянс-Камчатка», как и другой презентуемый на совете проект — «Терминал Сероглазка», «призван обеспечить полный комплекс услуг для рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий, работающих на территории Камчатского края». Но, когда «пена» восторженных докладов и публикаций несколько схлынула, то стало понятно – не все так просто с лоббируемым чиновником такого высокого ранга, как у господина Галицына, «Первым рыбным терминалом «Альянс-Камчатка».

Начнем с того, что единственное юридическое лицо на Камчатке со схожим названием – Общество с ограниченной ответственностью «Альянс-Камчатка» было исключено из ЕГРЮЛ 20.10.2016г. на основании п.2 ст.21.1 ФЗ от 08.08.2001 №129-ФЗ (исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа). И более НИЧЕГО схожего с наименованием «Первый рыбный терминал «Альянс-Камчатка» в данных регистрирующих юридических лиц органов нет. Поясним подробнее, если обсуждаемый на прошедшем 23.05.2017г. заседании проект «Терминал «Сероглазка» имеет в основе своей реальное юридическое лицо с вполне понятной организационно-правовой формой – общество с ограниченной ответственностью, надлежаще зарегистрировано ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому и имеет все необходимые реквизиты юридического лица (адрес местонахождения, ИНН, ОГРН и прочее), то возникает вопрос – ЧТО из себя представляет лоббируемый чиновниками Правительства Камчатского края «Первый рыбный терминал «Альянс-Камчатка»? То есть, «Альянс Камчатка» как бы «создан» и как бы «существует» (о нем говорят на «высоких заседаниях», пишут и в официальных правительственных материалах и в СМИ), но как юридического лица его просто нет. Это некое абстрактное объединение различных юридических лиц на основе «понятийных» договоренностей? Как можно назвать такой проект, если не словом «виртуальный»? Он как бы и есть, но в то же время его нет. Или заместитель Председателя Правительства Камчатского края — министр рыбного хозяйства Камчатского края Владимир Галицын не располагал этой информацией, включая вопрос «О проекте «Первый рыбный терминал «Альянс-Камчатка» в повестку дня расширенного заседания Камчатского рыбохозяйственного совета? И, по сути, руководителей предприятий Камчатского края на данном расширенном заседании с использованием серьезного административного ресурса убеждали пользоваться услугами данного виртуального «альянса»?

Если судить по докладчикам, бодро презентующим «Первый рыбный терминал «Альянс-Камчатка» на столь уважаемом мероприятии, то становится понятным, что главные роли в данном виртуальном объединении юридических лиц отведено двум компаниям, одно из которых — ООО «Камчатское морское пароходство» (ООО «КМП»), и именно с ним почему-то рыбопромышленникам и предлагается заключать договоры от имени «виртуального альянса» и, надо полагать, – именно данное ООО и будет являться основным выгодоприобретателем всего этого «альянса», не имеющего юридического адреса? Второе ведущее предприятие в «Первом рыбном терминале» — открытое акционерное общество «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт (ОАО «ПКМТП»), который, собственно, и должен в данном виртуальном альянсе выполнять роль «терминала».

Кстати, о стиле работы этого порта и его услугах в официальном сообщении Управления ФАС по Камчатскому краю от 13 сентября 2016 года сообщается следующее: «В действиях ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» признаны нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в понуждении в заключении договора на оказание услуг по планированию, сопровождению и координации центрального прибытия/убытия автотранспорта, завоза/вывоза грузов из ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт», навязывание условий договора грузоперевозчикам, осуществляющим хозяйствующую деятельность по получению и доставке грузов из ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» к месту хранения и/или торговли. Арбитражный суд Камчатского края признал решение Камчатского УФАС законным и обоснованным…»

А вот – еще один официальный материал Камчатского управления ФАС, датированный 19 марта 2012 года. «Заместитель руководителя Камчатского УФАС России 19.03.2012 постановил применить в отношении ОАО «ПКМТП», ООО «Терминал» и ООО «Владкам» меру ответственности в виде административного штрафа. Размер штрафа, наложенного на ООО «Терминал», составил 5,8 млн. руб., на ОАО «ПКМТП» — 1,9 млн. руб., на ООО «Владкам» — 100 тыс. руб.

Поводом для возбуждения административного производства явилось вступление в силу решения Камчатского УФАС России по делу № 21-06/92-10А о нарушении антимонопольного законодательства. Данным решением в действиях ОАО «ПКМТП», ООО «Терминал» и ООО «Владкам» признано нарушение части 2 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении и реализации соглашений, которые привели к ограничению конкуренции в виде роста цен на услуги погрузки-выгрузки, хранения грузов в морском торговом порту Петропавловска-Камчатского, не связанного с соответствующим изменением иных общих условий обращения товара на товарном рынке.»

То есть, чиновники Камчатского края, презентуя и «настоятельно рекомендуя» предпринимателям участие в виртуальном проекте «Первый рыбный терминал», не знают об этих решениях Камчатского УФАС России по ведущему предприятию данного «альянса»? Или, всё же, несмотря на ранее допущенные явные нарушения антимонопольного законодательства, связанные с понуждением контрагентов в заключении договоров, навязыванием условий договора грузоперевозчикам, заключению и реализации соглашений с другими юридическими лицами, которые привели к ограничению конкуренции в виде роста цен на услуги погрузки-выгрузки, хранения грузов в морском торговом порту (что, вероятнее всего, автоматически повышает цены практически на ВСЕ товары на Камчатке), они осознанно продвигают данный абстрактный проект? Тогда с чем может быть связана такая «настойчивость» в продвижении?

А вот теперь – присмотримся внимательнее к тому, кто стоит за этими «локомотивами» виртуального проекта – «Первый рыбный терминал «Альянс-Камчатка», и почему так усердно данный проект лоббируют местные чиновники?

Согласно сведениям из информационной системы «СПАРК» конечными бенефициарами (владельцами) ООО «Камчатское морское пароходство», которые на 100% им владеют через две подконтрольные компании ООО «НОВКАМ» и ООО «Камархстрой» (см. схему), являются 2 физических лица с одной и очень известной на Камчатке фамилией – Иванчей. Смеем предположить, что Евгений Александрович приходится близким родственником Президенту ООО «КМП» Александру Федоровичу Иванчею, который (какое невероятное случайное совпадение!!!) к тому же является еще и контролирующим акционером в ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт», владея долей 52,73%. Кстати говоря, упомянутые в материалах Камчатского УФАС «Терминал» и «ВЛАДКАМ» тоже не «чужие» старшему Иванчею.

Остальным компаниям в «альянсе» («Хладокомбинат», «РефКАМФлот» и «Автоагентство–НАВИ») отведена роль вспомогательно-сервисная, но и в них владельцы и руководители – давние партнёры всё того же господина А.Ф. Иванчея по многочисленным ранее созданным (некоторые – уже ликвидированы или реорганизованы) ООО, в которых они были либо участниками, либо руководителями.

Более 90% внешнего камчатского грузооборота осуществляется морем. И кто контролирует порт – тот контролирует и грузопоток. Другого-то порта с такой инфраструктурой на Камчатке нет. Исходя из этого, можно предполагать, что контролирующий акционер порта может иметь определенное влияние на экономику региона? Может ли он влиять на камчатских чиновников, – утверждать не будем. Но, судя по всему, к проектам господина Иванчея, пусть и виртуальным, камчатские власти весьма и весьма лояльны.

Остальные акционеры – «за бортом»?

Но, если участие в объединениях (пусть и виртуальных) различных ООО, подконтрольных прямо или косвенно вышеупомянутому А.Ф. Иванчею, дело, как говорится, хозяйское, то, в соответствии с уставом порта, который является открытым акционерным обществом, принятие решения об участии порта в холдинговых компаниях, финансово – промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций относится к компетенции общего собрания акционеров.

И вот тут возникает вопрос: насколько участие в этом виртуальном «альянсе» законно и выгодно самому порту и другим его акционерам? Анализируя упомянутые выше материалы УФАС и годовые отчеты ОАО «ПКМТП» за предыдущие годы, обратим внимание на заключенную в 2015 году между ОАО «ПКМТП» и ООО «КМП» сделку по передаче последнему в субаренду

лизингового имущества – рефрижераторных контейнеров в количестве 61 штуки на срок с 17 июня 2015 года по 30 июня 2017 года по цене 200 000 рублей в месяц с учетом НДС. То есть, порт вдруг расщедрился настолько, что передал пароходству ШЕСТЬДЕСЯТ ОДИН крупнотоннажный рефконтейнер на ДВА года по цене чуть более ТРЁХ ТЫСЯЧ рублей за штуку В МЕСЯЦ??? Сказочно выгодная сделка для ООО «КМП» и, соответственно, лично для господина Иванчея, чего не скажешь о порте и об остальных его акционерах. Для сравнения (информация с официального сайта ООО «КМП») – стоимость услуг ООО «КМП» по перевозке ОДНОГО 40-футового рефконтейнера RF по маршруту Владивосток – Петропавловск-Камчатский обойдётся заказчику в 175 000 рублей. Как говорится – почувствуйте разницу!

Это пример того, как нынешние управленцы порта своими решениями передают по довольно низким ценам компаниям господина Иванчея активы ОАО «ПКМТП» для последующего их использования. При этом, практически ЕДИНСТВЕННЫЙ на фактически островной Камчатке действующий порт с полноценной инфраструктурой еле сводит концы с концами, практически всё его имущество заложено под банковские займы, а акционеры с 2009 года не получили ни копейки в виде дивидендов. Может ли эта ситуация устраивать остальных акционеров порта?

Для ответа на вопрос: принималось ли общим собранием акционеров порта решение об участии данного акционерного общества в объединении коммерческих организаций — «Первый рыбный терминал «Альянс-Камчатка», мы обратились к одному из акционеров ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» и получили отрицательный ответ – не принималось такое решение. Но и этот факт вряд ли беспокоит «слуг государевых», «продвигающих» этот проект без юридического адреса.

А еще, оказывается, камчатскому порту можно передавать на аффилированные структуры имущество, можно разделять единое имущество объединенного производственного цикла на «фрагменты» — и основная выручка, почему-то, будет доставаться этим самым «фрагментам». Хотя (по логике) нет смысла разделять разные виды работ на разные «ОООшки» — выручка ОАО «ПКМТП» должна идти в «единый котел», откуда потом акционеры (исходя из количества своих акций) должны получать дивиденды. Мажоритарный акционер – исходя из своих 52,73%, а миноритарные – исходя из оставшихся 47,27%. Только вот те, у кого 47,27% акций порта уже давно НЕ ПОЛУЧАЮТ НИЧЕГО. Потому что прибыли у порта особой нет. А основная масса прибыли с «околопортовых» операций (что раньше делал сам порт) оседает именно у этих самых «ОООшек». И нельзя ведь сказать, что эти ООО к порту не имеют никакого отношения – их «монопольная» взаимосвязь уже была установлена УФАС – в частности, о чем говорится в сообщении УФАС от 19 марта 2012 года! Возникает вопрос – так почему же акционеры порта с 47,27% акций не имеют там ни права голоса, ни права на получение прибыли? И куда пойдет основная выручка от оборота «виртуального альянса», который так активно лоббируют чиновники Правительства Камчатского края? Ведь, как, наверное, можно предположить, порт опять в ущерб себе может стать «донором» для прибылей пароходства, полностью принадлежащего господам Иванчеям, а до остальных акционеров порта, наверное, ничего не дойдет? Или дойдет? Пока, почему-то, не доходит…

Выходит, что не одобренное акционерами решение об участии порта в проекте с громким названием «Первый рыбный терминал «Альянс-Камчатка» интересно разве что господину Иванчею? Или чиновникам Камчатки тоже?

А еще, благодаря этой теме, мы узнали много очень интересного из жизни Петропавловск-Камчатского морского торгового порта: о его богатой – более, чем 70-летней истории и о риске стать банкротом в настоящее время; о его проблемах и неведении государственных органов; о странных решениях камчатских судов и тесном слиянии власти и бизнеса на Камчатке; да и в целом — о понятии «камчатская специфика». О чём и поведаем читателю в следующих наших публикациях…

Источник: официальный сайт газеты «Примрепортер»


Оставить комментарий


Комментарии(0)