Восточный полигон: углов действительно много, и все они – острые

07.Сен.2022

Перспективы развития территории обсудили на ВЭФ-22

Некоторые из аспектов проблемы отражены в нескольких публикациях информационного агентства «РЖД-Партнёр.Ру». В одной из наиболее значимых отражено выступление на форуме губернатора Кемеровской области – Кузбасса Сергея Цивилёва, содержащее три взаимоувязанных предложения. В сообщении говорится, что реализация таких предложений может ускорить развитие Восточного полигона и, соответственно, способствовать развитию Сибири и Дальнего Востока.

Первое предложение заключается в некотором урезании функций РЖД, сохранив за транспортной компанией исключительно задачи по эксплуатации и капитальному ремонту. При этом функции строительства полигона целесообразно передать Минстрою РФ. Губернатор «42-го региона» убеждён в том, что «должно быть принято серьёзное стратегическое решение, потому что мы системно на протяжении многих лет не выполняем подписанные программы по Восточному полигону».

Второе предложение Сергея Цивилёва заключается в необходимости разработки программы 3-го этапа развития территории, а также корректировки плана достижения провозной способности по БАМу и Транссибу в 305 млн тонн. Для этого глава Кузбасса полагает целесообразным конкретизировать задачи путём обозначения рубежей – к 2030 году и к 2035 году, т.е. по двум пятилеткам: «305 млн т должны быть обязательны к исполнению. Но этого мало для перевозки на Восточном полигоне для всех грузов. В дальнейшем, я уверен, в зависимости от развития рынка, этот объём должен быть пересмотрен в большую сторону, как и сроки реализации. Не к 2035-му, а досрочно».

Третье предложение Сергея Цивилёва заключается в необходимости синхронизировать программы социально-экономического развития регионов Восточного полигона со строительством БАМа и Транссиба. В связи с такой ситуацией глава Кузбасса заявил: «В 2018 году мы договорились с РЖД на вывоз определенных объёмов в ответ на строительство РЖД под эти объёмы мощностей. Угольщики Кузбасса проинвестировали развитие своих мощностей в добыче, переработке и т.д. Угольщики все выполнили, а железная дорога не едет. Поэтому я предлагаю расширить права правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и дать ей право контроля за ведением объектов Восточного полигона».

По замечанию главы сибирского субъекта РФ, «очередь желающих везти на восток намного больше, чем те программы, о которых мы говорим». И в настоящее время любые объёмы, появляющиеся на железной дороге, «стоят в очереди на Восток».

Судя по одной из последующих публикаций, идеи губернатора Кемеровской области – Кузбасса пришлись ко двору: в их поддержку выступили заместитель председателя комитета Госдумы РФ по энергетике Дмитрий Исламов и председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов.

Нашли эти предложения понимание и в руководстве РЖД. В том же сообщении приведена реплика заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Андрея Макарова (он курирует строительный комплекс). По его словам, компания делает всё возможное, чтобы и везти больше, и строить больше. Однако нужно «давать корректные оценки. Как говорится, коней на переправе не меняют: у нас весь II этап развития Восточного полигона законтрактован, мы активно начали эту работу. И разделить эксплуатацию и строительство на железной дороге, когда мы строим под колесами и когда через 15 минут после того, как мы закончили строить, уже едет первый поезд, крайне проблематично. Если у кого-то это получится, я буду рад, что появились такие компетенции, помимо нас».

По-своему показателен и ещё один важный момент: в ходе проходившей на ВЭФ-22 дискуссии парламентарий Дмитрий Исламов обратился к Правительству РФ с просьбой р разработке комплексной программы Восточного полигона после 2024 года.

С этой самой территорией связана и ещё одна вызывающая интерес мысль, которая также нашла отражение в новостной ленте информационного агентства «РЖД-Партнёр.Ру». Озвучена она оказалась в ходе сессии «БАМ и Транссиб» как построить быстрее?» председателем совета директоров Группы компаний «Дело» Сергеем Шишкарёвым. Этот представитель бизнеса предложил создать Совет потребителей инфраструктуры Восточного полигона.

Смысл новации вполне понятна: споры между потребителями инфраструктуры едва ли продуктивны, поскольку целесообразнее «объединиться, чтобы решить, какие именно задачи на сегодня стоят перед рынком в приоритете, чего не хватает и как эти проблемы решать».

Каким бы такой орган ни был – общественной ли организацией, профессиональным ли сообществом, но он позволит потребителям инфраструктуры «договориться и между собой, и с компанией «РЖД»». Более того, по мысли Сергея Шишкарёва, со стороны правительства должна быть определена ответственной за развитие Восточного полигона одна структура, а не несколько: «Сегодня все занимаются Восточным полигоном. Но, может быть, всё-таки определить головного исполнителя? У нас есть и Госкомиссии, и президиум Госсовета, и комиссия по транспорту, и комиссия по социально-экономическому развитию. Но нужен кто-то один, который будет сводить все задачи и функции воедино. Я считаю, что это должен делать Минтранс, где собираются профессионалы, которые говорят на одном языке и оперируют едиными понятиями».

Проведение модернизации и развития Восточного полигона, по словам бизнесмена, требует решения ещё одной важной и актуальной задачи. Ввиду противоречивости многих проектов необходимо провести их инвентаризацию. Вот что дословно обозначил выступавший: «В одной дорожной карте одни станции перечислены под развитие Восточного полигона, в другой – другие. В третьем документе – одни цифры, в четвёртом – другие. Просто невозможно найти концы. Давайте ещё раз проведем инвентаризацию всех проектов, посмотрим, какое предусмотрено финансирование, и вместе расставим приоритеты».

Такое предложение вполне логично, поскольку оно продиктовано необходимостью чёткого понимания задач, сформулированных в Транспортной стратегии РФ. Если в документе говорится о необходимости увеличить пропускную способность железных дорог к 2035 году до 305 млн тонн грузов, то «на сегодня нет понимания, насколько этого объёма достаточно». И, в силу этого обстоятельства, необходимо «провести качественный анализ того, куда именно заявленные объёмы будут перевозиться».

Воистину, сложно спорить с представителем реального бизнеса, задающим вопросы – один интереснее другого – и делающим обескураживающий вывод: «Кто будет потребителем угля? Кто его будет покупать? Кем и как он будет переваливаться в порты и как вывозится? Где эти рынки сбыта? Также мы должны изучить, кто и как будет этот уголь добывать. Какие разведанные запасы? Какие запасы предлагаются к извлечению и к экспортным поставкам? Почему именно 305 млн т, а не 290 млн т или не 355 млн т? Это много или мало? Ответа на этот вопрос нет».

…Воистину, впору вспомнить, что слово «полигон» по своему смыслу означает «многоугольник». Углов, получается, очень уж много. И все они (вряд ли будут исключения) – «острые». Беспроблемным развитие не получается. Но как удастся (кому и когда – тоже важно) эти проблемы разрешить?

Фото: bsmuk.ru.


Оставить комментарий


Комментарии(0)