Дорога-то – железная. А как быть с логикой?

16.Сен.2022

Транспортному монополисту порой непросто обосновать свои запросы

Весьма «острую» тему поднял Telegram-канал «БАМ», полагая, что ОАО «РЖД» намерено «решать свои проблемы за счёт грузоотправителей». Для такого, достаточно резкого, заявления приведено столь же серьёзное основание. По утверждению канала, «монополист планирует с начала 2023 года повысить грузовые железнодорожные тарифы дополнительно на 9,8% – это почти 190 млрд рублей, которые якобы нужны, чтобы обеспечить инвестпрограмму рекордного уровня в 1,23 трлн рублей, в том числе для ускоренного развития Восточного полигона». Соответственно, предполагается, что у транспортной компании появится новая инвестиционная программа, и – в соответствии с ней – выстраивается предположение об увеличении ассигнований на Восточный полигон (это «БАМ и Транссиб вместе с участком Артышта – Междуреченск – Тайшет) до 260 млрд рублей. Т.е. почти что вдвое, если сравнивать с показателями инвестпрограммы 2022 года.

Позволив себе небольшое ёрническое замечание, Telegram-канал отметил, что «с реализацией своей же инвестпрограммы, особенно в части развития БАМа и Транссиба», у топ-менеджмента РЖД «дела обстоят так себе». Чтобы не быть голословным, канал указал на то, что эта программа в 2022 году была секвестирована до 838 млрд рублей, поскольку сократились плановые вложения в БАМ и Транссиб. Более того, «у монополиста выявились существенные проблемы с освоением вложений в модернизацию Восточного полигона».
О ситуации сообщил и «Коммерсантъ», обозначив, что индексация тарифов была одобрена «первым вице-премьером Андреем Белоусовым на совещании 14 сентября». Издание также заметило, что первоначально намечалось: инвестпрограмма 2022 года предполагалась рекордной – в сумме 1,028 млрд рублей, но в мае т.г. была сокращена до 808 млн рублей.

А если говорить об ожиданиях на 2023 год с учётом закладываемых 260 млрд рублей, то в предстоящем году картина вряд ли увидится радостной. Причина – в том, что может случиться нечто подобное тому, с чем транспортная компания столкнулась в этом году, когда «уровень освоения на конец августа составил 66 млрд рублей, по итогам девяти месяцев планируется выполнить работы на 78 млрд рублей».

Возможно, что руководство РЖД хочет показаться если не преуспевающим, то, хотя бы, успешным перед главой государства, на самом же деле оно не поспевает «за своими хотелками» и не оправдывает на практике «свой же безудержный оптимизм». Действия же компании-монополиста «ещё сильнее осложняют жизнь грузоотправителям». Как так? Дело в том, что в 2022 году «тарифы уже были проиндексированы на рекордную для последних лет величину: в начале года – на 7,7%, с 1 июня – на 11%. С учётом всех тарифных решений среднесетевой тариф РЖД на конец 2022 года увеличивается к декабрю 2021 года на 23,1%…» Это на деле означает, что «под удар ставятся промышленные компании».
В необходимости модернизации Восточного полигона едва ли кто сомневается. Другое дело, как заметил Telegram-канал «БАМ» со ссылкой на мнения экспертов, «топ-менеджменту РЖД пора уже вернуться в нашу реальность и учитывать в инвестпрограмме адекватный уровень инвестиций с учётом фактического освоения выделяемых средств».

Логичным дополнением к сказанному видится процитированное «Коммерсантом» высказывание одного из источников издания: «Даже в советское время чётко осознавали губительность концентрации полномочий в руках МПС. Стройка БАМа, например, до последнего гвоздя шла под контролем Минстроя. Сегодня с учётом изменившегося экономического уклада видится необходимым дополнить модель институтом профессиональных заказчиков инфраструктуры, вернув полномочия по строительству в Минстрой. Тогда и поводов для увеличения тарифов как производной роста неисполняемой инвестпрограммы не возникнет». Тот же источник высказал предположение о том, что в случае изменения системы взаимоотношений хозяйствующих субъектов вполне может исчезнуть «за ненадобностью» кулуарный характер принятия решений о тарифах.

Как подчеркнул «Коммерсантъ», долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» предусматривает, что ежегодная индексация тарифа до 2025 года должна составлять среднеарифметический индекс потребительской инфляции (ИПЦ) за четыре года минус 0,1%. Поэтому вполне логичным видится соотнести такое требование с реалиями жизни. А они, как можно понять по высказыванию одного из источников издания, разительно отличаются: «По факту принцип не исполняется. Каждый год ОАО РЖД выходит с предложениями по дополнительной индексации тарифов. Так, при индексации на 2018 год была введена дополнительная надбавка на компенсацию налогов. При индексации на 2019 год – дополнительные коэффициенты на экспорт и порожний пробег полувагонов. При индексации на 2020 год принцип расчёта по среднему росту уровня цен за четыре года позволял проиндексировать тариф на 3,5%, что было выше предполагаемой инфляции на 2020 год – 3%. При индексации на 2021 год принцип долгосрочной индексации не соблюдался, общая индексация была произведена не по формуле, был увеличен коэффициент на капитальный ремонт и изменены тарифы на контейнеры, порожние инновационные вагоны и антрацит». Поэтому этот источник «Коммерсанта» убеждён (опыт предыдущих индексаций в этом его убедил), что «какая бы то ни была индексация тарифа ОАО РЖД на 2023 год, кроме нулевой, представляется необоснованной». Что же касается надбавки на капитальный ремонт инфраструктуры (в предстоящем году она составит 5%), то её нужно вернуть к прежнему уровню в 2%.

Очень жёстко оценил планы транспортной компании глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, чьё мнение привёл «Коммерсантъ». Эксперт полагает, что «индексация тарифа в 9,8% с учётом промежуточной индексации на 11% в июне сильно расходится с инфляционными ожиданиями ЦБ и ряд грузообразующих отраслей, которые сейчас несут масштабные убытки из-за санкций, она просто уничтожит». Оценивая нынешнюю ситуацию и возможные перспективы, аналитик отметил: в 2022 году санкционное давление в какой-то степени компенсировалось благоприятной конъюнктурой международных рынков сырья. А поскольку вероятно нарастание давления, как и обострение рисков мировой рецессии, то «у промышленности не будет финансовых резервов, которые были накоплены в 2021 году». Поэтому «инвестиционная программа ОАО РЖД сверхамбициозна и отражает необычайно оптимистичный взгляд на динамику экономики в 2023 году». По словам Михаила Бурмистрова, «необходимость ускоренного строительства Восточного полигона очевидна, однако в инвестпрограмме должен быть учтён адекватный уровень инвестиций с учётом фактического освоения выделяемых средств».

Фото: bsmuk.ru.


Оставить комментарий


Комментарии(0)