«Лебединая песня советского атомного кораблестроения»

23.Фев.2021

Непраздничные размышления в День защитника Отечества

Самые-самые…

Недавние сообщения в СМИ побудили обратиться к публикации почти двухлетней давности на интернет-ресурсе «Популярная механика». Тогда, в апреле 2019 года, возможно было проанализировать историю четырёх российских (а прежде – советских) крейсеров проекта 1144 «Орлан», которые возможно назвать «самыми большими не авианесущими атомными кораблями в мире». И к ним же применимо вынесенное в заголовок высказывание. Даже такие характеристики, как полное водоизмещение – 28 тысяч тонн, длина – 252 м, ширина – 28,5 м, осадка – 9, знатоков кораблестроения призваны убедить в том, что «с тех времён, как ушли в прошлое броненосные линейные крейсера, ничего подобного в мире не строили».

Если не брать в расчёт вооружение (желающие могут найти соответствующую информацию и в открытой печати, и на ресурсах интернета), то уместно остановиться на другом. С учётом «декоммунизации», выразившейся в переименовании боевых кораблей в 1992 году (тогда «Киров» стал «Адмиралом Ушаковым», «Фрунзе» – «Адмиралом Лазаревым», «Калинин» – «Адмиралом Нахимовым», а «Андропов» – «Петром Великим»), уместно обратить внимание на то, что «служба этих кораблей была недолгой». Хроническая нехватка средств у Министерства обороны РФ привела к тому, что первые два из названных «долгие годы находились в небоеспособном состоянии и ржавели на приколе». Чуть забегая вперёд, можно сказать о том, что судьбы первых двух «адмиралов» решились буквально на днях.

Поэтому-то в рассматриваемой публикации финал выглядит не очень-то оптимистично: «…можно констатировать, что в отечественном флоте корабли с характеристиками крейсеров проекта 1144 появятся ещё не скоро. Если вообще появятся, учитывая развитие искусственного интеллекта и беспилотных систем. Которые могут попросту сделать подобные корабли ненужными, кардинально поменяв всю концепцию военного судостроения. Однако свой след – очень яркий след – крейсера проекта 1144 оставили как в отечественном, так и в мировом судостроении».

«Служил ты недолго, но честно…»

Слова из давно забытой песни в полной мере относятся к «Адмиралу Лазареву» и «Адмиралу Ушакову»: решение об утилизации первого из этих кораблей принято, и, как утверждает информационное агентство «Интерфакс», процесс начнётся уже в текущем году.

Госкорпорация «Росатом» заключила контракт с 30 судоремонтным заводом Минобороны РФ. На утилизацию тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Лазарев» выделяется 5 млрд рублей, и на разделочном стапеле предприятия корабль должен быть установлен к концу августа т.г. Определена и дата завершения работ – конец ноября 2025 года.

Аналогичное решение «судьбы» ждёт и крейсер «Адмирал Ушаков», выведенный из состава флота ещё в 2002 году. Процесс модернизации переживает «Адмирал Нахимов», после завершения которого будет обновлён и «Пётр Великий».

Когда сломать дешевле, чем перестроить

Агентство «Интерфакс» привело слова источника об итогах оценки технического состояния крейсера «Адмирал Лазарев»: «Его восстановление обошлось бы дороже, чем строительство нескольких современных кораблей океанской зоны» и «Это действительно старый корабль, который уже несколько десятилетий не в строю. Планы по утилизации продиктованы логикой – идет серийное строительство новых кораблей дальней морской зоны».

Слово – за специалистами…

Информация, предоставляемая сайтом Акционерного общества «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта», является открытой и гласит о том, что АО «30 СРЗ» «расположен в посёлке Дунай Приморского края и является единственным градообразующим предприятием. Основными и приоритетными видами деятельности Общества являются доковый ремонт, техническое обслуживание и утилизация кораблей, атомных и дизельных подводных лодок».

Обычно подобные действия, составляющие специализацию предприятия, не вызывают какого-либо резонанса, поскольку сопряжены с охраняемыми законом тайнами. Но вот один момент из истории АО «СРЗ», как представляется, не скоро выветрится из памяти жителей Приморья, особенно – южной его части. Ибо именно на этом заводе без малого 35 лет назад (конкретно – в августе 1985 года) произошло громкое, во всех смыслах, событие. Там, как отмечали даже далёкие от предвзятости СМИ, «произошел взрыв на К-431. Тогда погибли 10 человек, находившихся рядом с реактором, однако ветер и дождь не дали ядерному грибу дойти до Владивостока и Дуная».

Конечно, дело это – прошлое, да и давнее. Но, когда речь идёт об объекте, представляющем собой потенциальную опасность, ссылаться на некие сроки давности видится опрометчивым и неразумным.


Оставить комментарий


Комментарии(0)