«Схлопнется» ли китайский рынок для российских экспортёров леса?

08.Мар.2021

Недобрые перемены в лесной отрасли могут сказаться и на объёмах сборах таможенных и налоговых платежей

Вопрос о перспективах экспортно-импортных операций с лесом рассмотрела интернет-газета newslab.ru. Злободневность темы подогревается произошедшими к весне 2021 года переменами на международном рынке. Суть их в том, что «российским экспортёрам леса возможно придётся забыть о китайском рынке» и «в лучших советских традициях «работать на благо родины»».

По оценкам аналитиков издания, изменение связано с тем, что власти КНР полностью отменили субсидирование транспортных перевозок по железной дороге. До того субсидии покрывали 30–50% от тарифа за железнодорожные перевозки.

Такой подход (речь о субсидировании) позволял китайским компаниям «держать закупочные цены в 1,5–2 раза выше российских». Эксперты оценивают данное явление как известную практику завоевания рынков России и Европы, осуществлявшуюся в рамках проекта «Новый Шёлковый Путь», реализовавшегося в КНР. Но, так или иначе, затраты бюджета оказались для Китая слишком велики, что и побудило задуматься о переменах. Вариации рассматривались разные, но «оператор национальной сети железных дорог China Railway Express уже стал вполне самостоятельным и доходным бизнесом».

Вопрос о будущем – пока открытый. В обозреваемой публикации приведено несколько мнений, приводимых независимым информационно-консалтинговым ресурсом «Центр транспортных стратегий». Согласно одному из них (такую оценку дал директор бизнес-подразделения Intermodal в NUNNER Logistics Туфан Халаджи), «сокращение субсидий является благом для рынка, так как низкие цены не годятся для рынка в долгосрочной перспективе, поскольку клиенты переключатся на другие перевозки, как только эти субсидии исчезнут». Другое мнение высказала Уве Лойшнер из DB Cargo Eurasia: «Небольшие компании с нерегулярными поставками исчезнут. На данный момент эти компании борются за поддержку властей Китая. Без субсидий рынок будет более реалистичным и ориентированным на спрос».

Показательно наблюдение интернет-газеты newslab.ru: ещё не успел наступить 2021 год, как целому ряду российских транспортных компаний поступили сообщения типа «готовьтесь к марту». Т.е. произошедшие уже к сегодняшнему дню изменения не явились подобными снегу, свалившемуся на голову.

Для российских экспортёров леса есть над чем задуматься, поскольку «основной объём лесосырья и лесоматериалов» для Китая поставляли именно Россия и Новая Зеландия: «Именно эта продукция всерьёз решала вопрос низкой обратной загрузки поездов из России в Китай». А вот сейчас… При максимальном повышении ставок на перевозки как лесозаготовителям, так и переработчикам приходится ломать головы в поисках выхода. И время поджимает. К примеру (он приведён изданием), по сведениям из регионального органа Россельхознадзора в Красноярском крае, «в 2019 году доля КНР составляла порядка 90,3% от всего экспортного леса».

Справедливости ради нужно заметить, что отмена субсидий – далеко не первый и не единственный шаг китайских властей, создающий трудности для экспортёров леса в эту страну. Стоит вспомнить про ограничения, связанные с коронавирусом и с введением новых фитосанитарных правил. Простои, вызванные длительными проверками на таможенных постах, стали горькой реальностью. Такая же безрадостная ситуация – и на станциях погрузки: как и когда будет дано разрешение на дальнейшее движение – ясности нет.

Вдобавок повышение заградительных пошлин, введённых в России, ещё более усугубляют положение, и о «выгодности» перевозок в Китай приходится забыть всерьёз и надолго.

В публикации приведено мнение генерального директора АО «Приморские лесопромышленники» Виктора Дорошенко: «Никто не будет спорить с тем, что нужно развивать глубокую переработку на территории России. К тому же существует льготная пошлина на вывоз «кругляка», если предприятие достигло определённого уровня переработки, словом, тенденция правильная. Но есть места, где вести такую деятельность не получится».

После нововведений, предпринятых властями КНР, российским отправителям лесоматериалов приходится задуматься о том, что придётся переориентироваться на внутренний рынок», давно страдающий «от высоких китайских цен». Процесс этот начался.

Некоторые эксперты, имена и статус которых интернет-газета newslab.ru не называет, полагают, что в России «достаточно предприятий, которые вполне способны потребить «китайский» объём древесины».

Александр Огневский, председатель Союза заготовителей, переработчиков и экспортёров леса Приморского края «ПРОМЭКСЛЕС»:

— Во всех этих «запретительных» историях, связанных с лесным бизнесом, смущает одно: компаниям, ведущим деятельность в сфере лесозаготовки, лесопереработки и лесного экспорта не даётся никакого «переходного периода» для того, чтобы перестроить свою работу. Отсутствие этого «переходного периода», к тому же – в период всплеска коронавирусной инфекции, которая подкосила все виды бизнеса, — это просто удар по лесной отрасли. Такими действиями лесную отрасль отбрасывают на 10-15 лет назад. Возможным решением, которое позволило бы и бизнесу не терять обороты, и государству не терять таможенные и налоговые сборы, получаемые с валютной выручки «лесных» компаний, был бы мораторий на запрет вывоза «кругляка» хотя бы на год-два. За это время переработка леса встала бы ноги. А сегодня вся отрасль уже в предвкушении хаоса от того, что просто не остаётся времени на плавный переход к глубокой переработке…

 


Оставить комментарий


Комментарии(0)