Зловещий призрак «рельсовой войны»

08.Мар.2021

В чём причины железнодорожных аварий: в происках недругов? В изношенности магистралей и подвижного состава? Или..?

Сходная ситуация. То ли похожая, то ли связанная со сходом

Не являющийся високосным 2021-й определённо войдёт (или уже вошёл?) в историю дальневосточных регионов многочисленными происшествиями на железнодорожных магистралях. Недавнее событие на ответвлении Транссиба в направлении Советской Гавани – очередное тому подтверждение. С тем лишь отличием от предыдущих случаев, что грузом в сошедших с колеи вагонов был не уголь, а нефтепродукты. О плановом или экстренном (в порядке ликвидации бушевавшего ещё недавно топливного кризиса) характере поставки гадать не будем – не о том речь. Так или иначе (пусть специалисты поправят, если наблюдение «со стороны» окажется не вполне точным), но «сценарии» видятся достаточно однотипными. И не приводящими к трагическим (тьфу-тьфу-тьфу!!!) последствиям.

Железнодорожная хроника

В первом сообщении на официальном сайте Дальневосточной железной дороги, касавшемся данного ЧП, говорилось, что 6 марта, в 01:50 по местному времени, на перегоне Форель – Дальневосточный однопутного неэлектрифицированного участка Волочаевка-2 – Комсомольск-на-Амуре «произошёл сход 17 вагонов в грузовом поезде». Пострадавших при аварии не было. Чтобы ликвидировать последствия схода, были отправлены восстановительные поезда со станций Литовко и Хабаровск-2.

Поезду №667 сообщением Комсомольск-на-Амуре – Хабаровск пришлось вернуться восвояси в «город Юности», а поезду №352 сообщением Владивосток – Советская Гавань по прибытии в Хабаровск (расчётное время – 06:58 по местному времени) предстояло задержаться. Для пассажиров уже планировалось организовать питание и размещение в гостинице.

Через два часа после первого сообщения появилось второе. В нём говорилось, что «в результате схода в 4-х цистернах грузового поезда обнаружена капельная течь нефтепродуктов. В целях предотвращения экологического ущерба железнодорожниками организуются работы по локализации места разлива (обваловка). Экологическая ситуация находится под контролем, угрозы распространения топлива нет». На место ЧП были направлены экологи Дальневосточной железной дороги и Центра «Экоспас».

Серьёзность ситуации побудило ОАО «РЖД» к созданию оперативного штаба, который возглавил первый заместитель генерального директора Общества Анатолий Краснощёк.

Ещё через четыре часа на сайте транспортной компании была размещена информация, из которой, в частности, следовало: «В настоящее время предпринимаются все необходимые меры для восстановления движения в кратчайшие сроки. В устранении последствий схода занято 213 железнодорожников, задействована тяжёлая техника двух восстановительных поездов со станций Литовко и Хабаровск-2».

Железнодорожники локализовали место разлива (провели обваловку). Экологическая ситуация находилась под контролем, угрозы распространения топлива не было.

В публикации также отмечено: «В связи с инцидентом поезд №667 Комсомольск-на-Амуре – Хабаровск возвращён в Комсомольск-на-Амуре, пассажиры поезда обеспечены питанием, им производится возврат средств и переоформление проездных документов без удержания дополнительных платежей и сборов. Поезд №352 Владивосток – Советская Гавань прибыл в Хабаровск в 06:58 по местному времени. Его пассажирам также организовывается питание, при необходимости обеспечивается размещение пассажиров в гостинице».

В последующей информации сайта ДВЖД говорилось о том, что 6 марта 2020 года в 17:35 местного времени на перегоне Форель – Дальневосточный Дальневосточной железной дороги «полностью восстановлено движение поездов».

В дополнение к ранее сказанному про ситуацию с пассажирами, железная дорога оповестила, что «поезда №351 Советская Гавань – Владивосток и №352 Владивосток – Советская Гавань следуют по своим маршрутам с задержками 4 часа 15 минут и 7 часов соответственно».

Судя по всему, итогом можно назвать публикацию на сайте ДВЖД от 08:32 7 марта, озаглавленную «О работах по предотвращению экологического ущерба на месте схода грузового поезда в Хабаровском крае». В ней сказано о совместной деятельности специалистов железной дороги и представителей «Экоспас» по проведению мероприятий по ликвидации экологических последствий схода цистерн с нефтепродуктами. «Все пробоины в цистернах заделаны, затянуты сливные люки, цистерны установлены на площадки для предотвращения переворачивания). Течи во всех цистернах полностью устранены». Со ссылкой на оперативные данные также отмечено, что разлив нефтепродуктов был локализован на площади около 360 квадратных метров. Организован постоянный экологический пост, который занимается мониторингом состояния объектов окружающей среды. Специалисты отобрали пробы почвы и воздуха для последующего анализа. Атмосферный воздух не загрязнён, а почва в районе происшествия ввиду низких температур оказалась не подвержена риску распространения загрязнения. Что называется: зима, холода…

Работы по «сбору и вывозу нефтезагрязенного грунта для обезвреживания» планировалось начать уже 7 марта, и продлятся они, вероятно, до 23 марта т.г.

Утро для спасателей выдалось беспокойным

Достаточно оперативно отреагировали на произошедшую аварию и в Главном управлении МЧС России по Хабаровскому краю. Как указано на официальном сайте ведомства, 6 марта, около 8 часов утра, оперативная группа ГУ МЧС России по Хабаровскому краю вместе с представителями следственных и надзорных органов, правительства Хабаровского края на вертолёте Хабаровского авиационно-спасательного центра МЧС России из Хабаровска вылетела в Амурский район. Там специалистам предстояло провести оценку обстановки и уточнить «последствия данного происшествия». Ситуацию принял на контроль Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Хабаровскому краю

Более подробно о работе оперативной группы спасательного главка и других структур возможно узнать из второго сообщения ГУ МЧС России по Хабаровскому краю. Группа провела «осмотр и уточнение обстановки, сложившейся в результате происшествия. Контрольно-надзорные органы проведут оценку нанесённого ущерба природе. Сил и средств достаточно для устранения последствий схода вагонов…»

Также было заявлено, что «по факту происшествия будет проведена проверка специальной комиссии ОАО «РЖД», а также следственных органов».

Слово – за следствием…

Дальневосточное следственное управление на транспорте Следственного комитета РФ действовало решительно. Судя по публикации на официальном сайте ведомства, а она увидела свет 6 марта, следственными органами ДВСУТ возбуждено уголовное дело по факту схода вагонов грузового поезда по признакам преступления, квалифицируемого как «нарушение правил безопасности эксплуатации железнодорожного транспорта» (по части 1 статьи 263 УК РФ).

В правоохранительном органе уточнили: «Следователями проведён осмотр места происшествия, проводятся иные следственные и процессуальные действия, направленные на установление обстоятельств случившегося».

Повторение – мать учения?

Фраза (правда, не в форме вопроса, а в виде утверждения) пришла к нам из глубокой древности. Но чему уже научил (или ещё не научил?) опыт происшествий на железнодорожном транспорте? Транссиб по-прежнему является основной магистралью, связывающей Дальний Восток с Сибирью и регионами Центральной России. Можно сколь угодно много и долго уверять в «приоритетном» внимании к нуждам макрорегиона. Но толку с этого не очень-то много: транспортное сообщение – в состоянии «SOS». До первой крови?..

Фото: ГУ МЧС России по Хабаровскому краю.


Оставить комментарий


Комментарии(0)