«В отдельности Свободный порт Владивосток пока не даёт положительных эффектов для развития муниципальных образований…»

20.Фев.2022

Счётная палата РФ изложила свой взгляд на преференциальную систему на Дальнем Востоке

Оценка результатов деятельности институтов развития макрорегиона и действующих на территории ДВФО дана в публикации на официальном сайте Счётной палаты РФ. Итоги в настоящее время показывают, что такой инструментарий оказывается достаточно действенным, поскольку способствует опережающему развитию территории. И за время его действия в федеральном округе «созданы новые рабочие места, запущены новые проекты, в которые привлечены значительные инвестиции». Однако анализ Счётной палаты убеждает в неустойчивости и неоднородности полученных эффектов.

Выступая на Коллегии, аудитор СПРФ Наталья Трунова отметила следующее: «Совместно с экспертами Центра пространственного анализа и региональной диагностики ИПЭИ РАНХиГС мы рассчитали интегральный индекс социально-экономического развития муниципальных образований, где действуют режимы территорий опережающего развития (ТОР) и Свободного порта Владивосток (СПВ). Исходя из полученных значений индекса, в 2013–2020 годах уровень развития большинства муниципалитетов ДФО вырос в среднем почти на 18%. Однако динамика везде очень разная. Так, быстрее значения индекса росли в тех муниципальных образованиях, где одновременно функционировали режимы ТОР и СПВ. При этом в отдельности Свободный порт Владивосток пока не даёт положительных эффектов для развития муниципальных образований».

В Счётной палате пришли к выводу о причинах ограниченности эффективности оказываемых Дальнему Востоку мер поддержки: сдерживающими факторами оказываются «системные проблемы как в деятельности самих институтов развития, так и в механизмах функционирования префрежимов». Что уж говорить о каких-то иных вопросах, если даже в государственной программе развития макрорегиона «не закреплены планируемые эффекты от деятельности институтов развития»; при этом «ключевые показатели их эффективности носят краткосрочный характер и не связаны с национальными целями развития страны и Дальнего Востока». И это – отнюдь не малозначительные детали и не результат каких-то незначительных недоработок.

Важно понять, что стратегические цели применения префрежимов «не выделены отдельно для каждого дальневосточного региона и не учитывают их социально-экономические особенности». Отсутствует и чёткая система целей для каждого ТОР и СПВ в отдельности, не выработан единый подход к разработке перспективных планов их деятельности. Как указала Наталья Трунова, «на первое декабря 2021 года не были утверждены пять из 22 планов ТОР, а 10 из 17 действующих планов не корректировались с даты их утверждения. Установленные в планах показатели эффективности не выполняются. При этом федеральные затраты на инфраструктуру первых 14 созданных ТОР увеличились в реальном выражении более чем в три раза. Что касается перспективного планирования в отношении Свободного порта Владивосток, то оно на данный момент вообще не предусмотрено. По нашему мнению, это может помешать ведению мониторинга эффективности налоговых расходов, обусловленных этим режимом».

В Счётной палате РФ указывают и на такую проблему, как отсутствие у институтов развития согласованной политики привлечения инвесторов в ТОР и СПВ. Дело состоит в том, что «в настоящее время не предусмотрено участие регионов в отборе инвестпроектов, не поставлены задачи кооперации и кластеризации предприятий. Даже внутри наиболее передовых ТОР нет задачи внедрения современных технологий и роста экспортной выручки. Перед новыми инвестпроектами, претендующими на господдержку, не поставлены задачи по обеспечению качества создаваемых рабочих мест. Причем раньше в госпрограмме ДФО такой показатель был, но затем его исключили».

Весьма критически в СПРФ отнеслись и к тому, что производятся постоянные корректировки объёмов финансирования, направляемого из федерального бюджета на строительство объектов инфраструктуры ТОР. По словам Натальи Труновой, корректировка производится ежегодно и увязывается с фактическими тратами, что свидетельствует о том, что степень обоснования бюджетных расходов на создание такой инфраструктуры невысока. Так, в 2021 году «почти 70% расходов на эти цели было исполнено в декабре». По этой причине осуществляется перенос сроков ввода инфраструктуры.

Не отличается совершенством также действующая методика мониторинга эффективности ТОР на Дальнем Востоке, поскольку «в ней не установлены пороговые значения показателей, не учитываются предоставляемые резидентам отраслевые субсидии, бюджетные инвестиции и льготы по страховым взносам на обязательное социальное страхование». Такое положение дел побудило Счётную палату выступить с предложением о внесении соответствующих изменений в методику и «установить отсутствующие на момент проверки критерии оценки эффективности функционирования Свободного порта Владивосток».

Оценивая перспективы, аудитор Наталья Трунова подчеркнула необходимость учёта специфики регионов при развитии ТОР на следующем этапе. Это означает, что должны приниматься в расчёт те факторы, которые сдерживают социальное и экономическое развитие территорий, их природно-климатические особенности, численность трудовых ресурсов и возможности их привлечения, а также иные.

Такая развёрнутая аргументация побудила министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова согласиться с замечаниями. По этому поводу ему не оставалось ничего иного, как принять замечания Счётной палаты РФ. Поэтому ведомство будет принимать «все необходимые меры для того, чтобы работа нашей системы была ещё более эффективной и приводила к повышению качества жизни дальневосточников».

 

 


Оставить комментарий


Комментарии(0)